В Минобороны раскрыли технические возможности ракет «Кинжал» и «Сармат»

Заместитель министра обороны России Юрий Борисов в интервью официальному печатному органу российского военного ведомства — газете «Красная звезда» — рассказал о технических особенностях и возможностях новых российских ракет «Кинжал» и «Сармат», хотя и признался, что про системы, которые достигают гиперзвуковых скоростей, многое говорить «не имеет права».

Авиационно-ракетный комплекс «Кинжал», по его данным, был сконструирован на базе самолета МиГ- 31, «который поднимается в воздух, разгоняется на большой высоте до определенных скоростей, и ракета начинает дальше уже свое автономное движение».

«Здесь с технической точки зрения, наверное, всем и так понятно, как это все работает. Основная первая особенность и сложность — нужно было достичь скоростей гиперзвуковых, то есть около десяти махов (число маха примерно равно скорости звука. — РБК)», — рассказал Борисов, подчеркнув, что эта возможность «позволяет довольно быстро подойти к объекту, в отличие от крылатых ракет, которые летают со средними крейсерскими скоростями около 850–900 км/ч».

В качестве второй особенности «Кинжала» замминистра обороны России назвал то, что эта система с «помощью аэродинамических рулей может осуществлять маневры во время своего полета и обходить все опасные зоны противовоздушной или противоракетной обороны». «Именно возможность маневрирования в гиперзвуковом полете позволяет обеспечить неуязвимость этого изделия и гарантированное попадание в цель», — заметил Борисов, уточнив, что в этом смысле российские разработчики «продвинулись достаточно далеко».

«Уже с декабря прошлого года первые изделия приняты в опытно-боевую эксплуатацию, они уже стоят на дежурстве. Так что и это далеко не фантастика», — заявил замглавы ведомства, отметив, что потенциальными целями для этого оружия являются не только стационарные, но и движущиеся цели, как, например, крейсеры, эсминцы и фрегаты. Подобную возможность «Кинжала», по данным Борисова, обеспечивает установленная на этой системе «многофункциональная боевая часть».

Говоря же о разрабатываемом в России ракетном комплексе «Сармат», заместитель главы оборонного ведомства обратил внимание на то, что эта система имеет низкую уязвимость. «Самое привлекательное, конечно, сбивать баллистическую ракету на старте, когда она находится на активном участке полета. Так вот, у нашей новинки «Сармат» этот активный участок гораздо меньше, чем у его прародителя [ракеты] «Воевода». Именно это делает новую МБР менее уязвимой», — заверил Борисов.

В рамках разработки этого комплекса, по его данным, уже решены «все практические, научно-технические и производственные проблемы», в частности, «подготовлены производственные мощности, необходимые для того количества ракет, которое будет заказывать Министерство обороны».

«В прошлом году хорошо прошли бросковые испытания. Они, безусловно, будут продолжены, потому что, как вы знаете, ракетная техника требует повышенной надежности», — напомнил замминистра, уточнив, что, по его оценкам, «это очень грозное оружие». «Требуется гарантировать его стопроцентное применение. Поэтому большое количество испытаний — это, безусловно, нормальная практика. Нет никаких сомнений в том, что к сроку окончания ресурсных возможностей «Воеводы» мы получим взамен новую ракету «Сармат», — добавил Борисов, заметив, что «подразумевается»: в отличие от своих предшественников,​ этот комплекс «может быть оснащен еще и гиперзвуковыми блоками». Они, как пояснил заместитель главы российского оборонного ведомства, «на порядок увеличивают проблему ее перехвата со стороны противоракетных систем».

Ранее о комплексах «Кинжал» и «Сармат» в ходе оглашения послания Федеральному собранию 1 марта говорил президент России Владимир Путин. Во время своего выступления политик даже продемонстрировал присутствовавшим кадры испытания «Кинжала». Эта система, по данным президента, обладает скоростью порядка 10 махов и «гарантированно способна преодолеть все существующие системы противовоздушной и противоракетной обороны».

После таких заявлений обеспокоенность в связи с тем, что разработка нового оружия в России может негативно сказаться на инициативах по контролю за вооружением, выразили американский лидер Дональд Трамп и канцлер Германии Ангела Меркель. Госдеп при этом заявил, что разрабатываемое в России вооружение нарушает ранее подписанные страной договоры с Вашингтоном об ограничении вооружений. Однако в Москве эти данные отвергли, заверив руководство западных стран, что Россия создает оружие исключительно в целях обороны.